«БЕЦЕМА»: 90 лет со страной Традиции, помноженные на инновации

Есть в России предприятия, чья долгая история кровно связана с историей страны: в ней, как в капле, отражаются все взлёты и беды Отечества. К таким, безусловно, относится и Машиностроительный завод «БЕЦЕМА», расположенный в подмосковном Красногорске. Предприятие уверенно приближается к своему 90-летнему юбилею, ожидаемому в июле будущего года. По этапам развития завода, словно по учебнику, можно изучать нашу историю…

От «Стандарт-бетона» – к «БЕЦЕМА»

Началось всё в далеком 1929-м с решения о строительстве на окраине подмосковного села Павшино нового завода железобетонных изделий. Шла первая пятилетка, заложившая фундамент советской тяжелой индустрии. За 5 лет в стране было построено 1500 промышленных предприятий, и среди них – сданный 6 июля 1932 года завод «Стандарт-бетон», кстати, ровесник образования тогда ещё рабочего посёлка Красногорск.

«Стандарт-бетон» призван был обеспечивать стройматериалами великие советские стройки, и не подкачал! Он поставлял ЖБИ для строительства канала Москва-Волга и Московского Метрополитена, завода "Динамо", а в родном городе – для возведения соседа, тоже знаменитого оптического завода.

«Стандарт-бетон» выпускал кровельные плиты, рассчитанные на высокое давление, железобетонные трубы и балки, бетонные косяки, колонны и плиты больших размеров, предназначенные для крупных производственных построек, лестничные пролеты, колодцы для аккумуляторов, телефонные блоки, изделия из струнобетона, фундаменты под железнодорожные светофоры.

За семь предвоенных лет предприятие реализовало продукции на 2,2 млн. рублей, а количество рабочих удвоилось, достигнув 900 человек.

С началом войны здесь начали выпускать железобетонные доты и пулеметные гнезда. Женщины, заменившие мужчин, трудились по 14 часов в сутки. За годы войны 467 работников были удостоены государственных наград.

В 1944 -м предприятие продолжало выпуск продукции для фронта. Объем производства, по сравнению с довоенным, составил 511%, за что в 1945-м завод получил на вечное хранение переходящее Красное знамя ГК Обороны. В том же 1944 году руководство завода начал производство машин и оборудования для цементной промышленности.

После Победы было решено изменить профиль предприятия, переориентировав его она выпуск машиностроительной продукции: в

Красногорск по репарации было вывезено оборудование фирмы «Messerschmitt ", и немецкие технологии и предстояло освоить.

Преобразование предприятия происходило не вдруг и не просто. Понадобилось почти два десятилетия, чтобы "Стандарт-бетон" окончательно стал "Павшинским механическим заводом".

В 1949-1954 завод открыл новые цеха. Наряду с серийными изделиями завод производил оборудование для бурно развивающейся энергетики, использовавшееся при строительстве Каховской, Куйбышевской, Ангарской и Братской электростанций. А в 1955-м предприятие получило два ответственных заказа: металлоконструкций для советской антарктической экспедиции и узлов для Останкиной телебашни.

В 1960-х на заводе начался выпуск автоцементовозов. 1965-м предприятие переименовали в «Красногорский завод цементного машиностроения».

В 1970-80 годы предприятие росло и развивалось, продукция Красногорского «Цеммаш» поставлялась не только на внутренний рынок, но и в государства-члены СЭВ, Китай, Вьетнам, Монголию, Сирию, Ирак, на Цейлон, Кубу, и в другие страны.

В 1989-м, в разгар перестройки, состоялось подписание договора о сотрудничестве между предприятиями: Красногорским «Цеммаш» и голландским «Бегеманн». В 1991-м В.С. Трифонов, сейчас являющийся одним из акционеров предприятия, и глава голландского концерна "Бегеманн" Ван Ден Ньювенхойзен, уже имея позитивный опыт совместной работы, вышли в Правительство СССР с предложением создать совместное акционерное общество.

22 марта 1991 года Совмин СССР принял решение о реорганизации Красногорского завода "Цеммаш" в совместное закрытое ЗАО " БЕЦЕМА ": название возникло из сочетания слов "Бегеманн" и "Цеммаш". Так было создано одно из первых в стране приватизированных предприятий.

В марте текущего года АО «БЕЦЕМА» отметила 30-летие со дня создания юридического лица с сегодняшним названием. И здесь, пожалуй, стоит закончить предысторию и перейти к нынешнему дню завода.

«БЕЦЕМА»: производитель, разработчик, партнёр

Итак, что же представляет собой прославленное предприятие сегодня? Технологическое оборудование " БЕЦЕМА " сейчас с успехом применяется в металлургической, цементной, химической и нефтяной промышленности. За годы работы заводом было выпущено более 12 тысяч самосвалов. В собственном конструкторском бюро предприятия было разработано порядка 160 видов дорожно-строительной техники, здесь же находят комплексные решения для гидроразрыва нефтяных и газовых пластов (ГРП).

АО «БЕЦЕМА» располагает внушительными производственными мощностями: на территории площадью 42 Га находятся сварочный, механосборочный, лакокрасочный цеха, и завод-производитель упаковочного оборудования «Бестром». На предприятии трудится 650 человек. Под производство самосвалов был полностью перепрофилирован один из цехов, установлено современное сборочно-сварочное оборудование, кантователи и другие приспособления для сварки и сборки.

Предприятие обладает сертификатами на изготовление самосвальных кузовов не только для автомобильных корпораций КАМАЗ, УРАЛ и МАЗ, но и для «Большой семерки» европейских производителей грузовиков: MAN, Mercedes-Benz, DAF, Scania, Iveco,Volvo и Renault. Благодаря применению стали с особыми прочностными характеристиками Quard производства группы НЛМК выпускаемые надстройки отличаются увеличенным сроком службы, износостойкостью и устойчивостью к деформациям.

Значительный объем продукции выпускается серийно. Но «БЕЦЕМА» предлагает и технику улучшенной комплектации по индивидуальным пожеланиям заказчика. Это позволяет клиентам существенно оптимизировать процессы, связанные с решением любых транспортных задач.

АО «БЕЦЕМА» – это передовой опыт, безопасность в эксплуатации и качество, ничуть не уступающее европейским аналогам. Это по достоинству смогли уже оценить многочисленные клиенты компании! Завод сотрудничает с «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Тюменьбургаз», «Трансстрой», «Юкос», «Мосавтодор», «Уралцемент». Среди постоянных заказчиков – автокомбинаты Москвы, «Дон-строй», «Евроцемент», «БуреяГЭСстрой» Федеральное дорожное агентство, «Сибур-газсервис», «Магистраль АЗК», «Алмазы России».

«БЕЦЕМА» участвует в различных государственных программах и федеральных проектах, расширяет дилерскую сеть внутри страны.

Среди приоритетных направлений развития предприятия – оборудование для гидроразрыва пластов.

Большое внимание уделяется дорожной технике. Это связано и с тем, что в России реализуется крупный проект по приведению в надлежащее состояние дорожной сети.

Ну и третье направление – производство цементовозов. В этой области у предприятием накоплен колоссальный опыт, и имеется множество собственных разработок, сегодня с успехом реализуемых.

Инновации родом из Красногорска

Совместно с компанией ESAB на территории завода «БЕЦЕМА» запущен современный Технологический Центр, оснащенный новейшим оборудованием. Это позволяет производить машины премиум-качества, достойно конкурируя не только с российскими, но и с зарубежными компаниями.

Инновационные ресурсы АО «БЕЦЕМА» полностью отвечают требованиям иностранных партнеров. На предприятии установлено автоматическое сварочное оборудование ESAB, способное производить сварку низкоуглеродистых и коррозионностойких сталей и алюминиевых сплавов.

Сотрудничество с ESAB позволяет в режиме реального времени оценивать все плюсы и минусы новых разработок и оперативно вносить необходимые коррективы.

В 2019 году на предприятии стартовали собственные разработки новых и модернизация имеющихся моделей техники марки «БЕЦЕМА». Сегодня здесь готовы представить образцы новой техники: БЦМ-270.1Ф32, БЦМ-290.5Ф20, БЦМ-229.7, мазутовоз БЦМ-269.2.

Налажен процесс сборки подметально-вакуумных машин БЦМ-279 (SK 660) с применением комплектующих собственного производства (бункер, задняя дверь, водяные баки, рама и т.д.), на шасси КАМАЗ.

Разработан и произведен опытный образец аэродромного автопылесоса БЦМ-279ЛА. Локализация изделия доведена до уровня 70%.

Запланировано и освоение нефтесервисной техники для ГРП. В частности, речь идет о насосной установке контейнерного типа, разработанной по заказу и при участии нефтесервисной российской компании «Пакер-Сервис».

Молодая кровь

Конечно, внедрение инновации сегодня немыслимо без притока молодых, перспективных кадров. Поэтому «БЕЦЕМА» уделяет большое внимание сотрудничеству с образовательными учреждениями, выпускающими специалистов для машиностроительной отрасли. Одним из важнейших партнеров завода является Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

На протяжении нескольких лет предприятие и университет тесно сотрудничают в сфере подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров. На базе завода успешно функционирует кафедра Дорожно-строительных машин, на предприятии организованы условия для прохождения профессиональной практики студентов МАДИ.

Результатом совместной работы «БЕЦЕМА и МАДИ уже стали несколько совместных проектов в сфере проектирования и создания дорожных и технологических машин. Представители кафедры принимают активное участие в жизни Ученого совета университета. Сотрудники предприятия получают широкие возможности для повышения квалификации, а многие выпускники МАДИ смогли трудоустроиться на завод после окончания учебы.

Курс–на Восток

Предприятие участвует в государственной поддержке до 2024 года по реализации корпоративных программ международной конкурентоспособности, а также в таких национальных проектах, как «Международная кооперация и экспорт» и «Промышленный экспорт».

Большое внимание «БЕЦЕМА» уделяет освоению зарубежных рынков. Завод акцентирует внимание на укреплении и развитии внешнеэкономических связей, восстанавливает утраченные экспортные каналы. На предприятии понимают, что сегодня отношения с партнерами из стран бывшего Союза важны не только для завода, но и для страны в целом.

Важными шагами для продвижения на зарубежных рынках здесь полагают активное участие в Международных выставках и форумах. Так, на выставке в Иране продукция «БЕЦЕМА» имела огромный успех, появилось множество перспективных направлений в области поставок в страны Востока.

А одним из стратегически важных рынков в «БЕЦЕМА» считают Узбекистан, ведь в последние годы республика стала одной из самых привлекательных для российского бизнеса. Эксперты считают, что системные действия властей Узбекистана, начатые в 2017 году, сформировали новую нормативную базу для ускорения экономического развития.

На заводе уверены, что продукция «БЕЦЕМА» отвечает самым современным стандартам качества, являясь достойной и конкурентоспособной альтернативой импортным аналогам, что гарантировано вызывает интерес у узбекских партнеров. А её появление на предприятиях страны-партнёра поможет поднять и стандарты машиностроительного рынка Узбекистана.